Как научиться скорочтению

readingНаверняка вам попадалась в руки реклама-листовка с надписью «курсы скорочтения». В Киеве поучиться быстро обрабатывать информацию предлагают многие школы. В среднем курс занятий (около 1—2 месяцев) стоит 1000—1600 гривен. За это обещают научить вас читать в минуту не стандартные 150—300 слов, а 700—3000. Правда, техника скорочтения прежде всего предназначена для обработки прессы, научной, деловой информации. Однако если времени ходить на курсы нет, можно поучиться скорочтению дома.

Выполняйте следующие упражнения 1—1,5 часа каждый день (или хотя бы 2—3 раза в неделю) — и будет вам счастье быстрого чтения.

«УБИВАЕМ» ВНУТРЕННЕГО БОЛТУНА

Внутренняя артикуляция — один из главных врагов человека читающего. Арифметика проста: проговаривая в уме слова из текста, мы ограничиваем свою скорость и читаем так же, как если бы читали вслух. Чтобы убить внутреннюю артикуляцию, специалисты предлагают регулярно выполнять такие упражнения (необходимо тренироваться понемногу — 10—15 минут).

ОТ ДЕСЯТИ ДО ОДНОГО. Несколько раз в уме посчитайте в довольно быстром темпе от 10 до 1. Убедитесь в том, что считаете и не сбиваетесь. Затем, продолжая считать, начните читать текст. Следите за тем, чтобы вы не переключались на чтение: все внимание должно быть на цифрах. Конечно же, читать в таком режиме будет невозможно, потому что вы, увы, будете понимать очень мало из прочитанного. Ведь внутренний счет как бы не разрешает (и отучает в последствии) мозгу работать по привычной для него схеме: видеть текст — проговаривать его (внутренняя артикуляция) — понимать. Единственный выход для него — отказаться от проговаривания и научиться работать по-новому: видеть текст — понимать его. Кстати, вместо счета про себя можно петь любую песню, которую знаете наизусть.

РЕЧЕВЫЕ ПОМЕХИ. Ученые определили, что у каждого языка есть своя музыка. Она, в свою очередь, имеет свой ритм. Убить внутреннюю артикуляцию можно, перебивая музыку языка в процессе чтения. Поэтому, читая текст, выстукивайте ручкой по столу такой ритм: раз (пауза), раз—раз (пауза), раз (пауза), раз (пауза), раз (пауза). Как и в случае со счетом, звук тоже помешает проговаривать про себя слова. После регулярного выполнения этих упражнений у вас должно появиться ощущение, что вы начинаете распознавать и понимать слова, даже не прочитывая их.

ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД

Еще одна причина маленькой скорости чтения — плохо развитое периферическое зрение. Поэтому на одну строчку текста человек тратит гораздо больше времени, чем мог бы. Из-за того, что он не может зрительно (за один раз) охватить ее целиком, он прочитывает ее по частям. Кстати, такое чтение специалисты называют «горизонтальным» (перемещение по строчке слева-направо). Если хорошо развить периферическое зрение, то можно научиться читать более экономно (по времени) — «вертикально» (глядя в центр строчки, человек будет видеть весь текст в ней, и в считаные секунды как бы по вертикальной линии будет переходить сразу на следующую строку). Более того, одним взглядом читатель сможет охватывать и читать целые блоки текста.

КВАДРАТЫ С ЧИСЛАМИ. Они называются таблицами Шульте. Их можно как найти в интернете, так и сделать самостоятельно. Для этого возьмите листок бумаги и нарисуйте на нем квадрат (ширина сторон — по 20 см). Квадрат разбейте на 25 ячеек и впишите туда вразброс числа от 1 до 25. Либо все буквы алфавита от «А» до «Щ», кроме «Ё», «Й», «Э», «Ю», «Я», «Ъ», «Ь». Изготовьте себе 10 разных таблиц. Чтобы работать с одной из них, установите ее на расстоянии 25—30 см от себя. Затем, глядя только в центральный квадрат и не двигая глазами по сторонам, попытайтесь найти цифры или буквы по порядку (или в обратном порядке). Начинайте с 1 минуты и в процессе тренировок сокращайте время на работу с одной таблицей до 20—30 секунд.

numbers

КЛИН КЛИНОМ. Выберите текст, который бы вам хотелось прочесть. Затем – напишите его от руки или напечатайте на компьютере так, чтобы каждая новая строчка была шире предыдущей. В итоге, его форма должна напоминать вам треугольник или, если хотите, клин. Затем, глядя в центр каждой строчки и двигаясь сверху-вниз, постарайтесь прочесть так весь текст, не двигая глазами ни влево, ни вправо.

СОВЕРШЕНСТВО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Развивать периферическое зрение можно на
улице или на работе. Например, сидя за столом, зафиксируйте взгляд на каком-то объекте и, глядя только на него, постарайтесь увидеть, что происходит вокруг.

СМЫСЛОВАЯ ДОГАДКА

Смысловая догадка — умение, которое стоит развить для экономии времени в процессе чтения. Его «суть» можно объяснить на таком примере: если в тексте вы встретите, к примеру, фразу «поддерживать хорошую физическую…», то сразу же догадаетесь, что дальше идет слово — «форма». То есть можно не читать это слово и сразу перейти к следующему. Это самый простой пример экономии времени. Если тренироваться, то можно научиться пропускать и более сложные выражения (порой даже целые куски) в тексте, но при этом прекрасно понимая, о чем идет речь.

ХИТРЫЙ ТЕКСТ. Здесь нужна помощь еще одного человека. Пусть он возьмет небольшой текст (около 6000 знаков) и либо «зачернит» несколько слов в начале и в конце каждого предложения, либо просто все лишние слова (по сути, «воду»), оставив только ключевые. Затем нужно дать такой текст читателю. Его задание: восстановив пропущенные слова, рассказать, о чем идет речь.

РАБОТАЕМ С МЕТРОНОМОМ

Для увеличения непосредственно скорости чтения очень эффективно читать под стук метронома (специальную программу можно скачать из интернета). Выполнять упражнение можно по любой книге (6—7 слов в строке). Правила просты: включите метроном на скорость 60 ударов в минуту и с каждым следующим ударом, глядя в центр строчки, переносите взгляд на следующую, максимально концентрируясь на тексте. Это упражнение формирует навык «вертикального» чтения и приучает мозг быстрее воспринимать информацию. Через каждые 3—5 минут увеличивайте скорость метронома, в процессе тренировок доводя ее до 150 ударов. Ежедневной тренировке лучше всего посвятить 45—50 минут.

БОРЕМСЯ С РЕГРЕССИЕЙ

Следующий враг — регрессия, то есть когда человек, читая, возвращается глазами к прочитанному. Причины регрессии — трудные для понимания моменты в тексте и низкий уровень внимания (из-за этого страдают и понимание, и запоминание информации). Именно поэтому читатель, пытаясь лучше понять смысл, читает один и тот же текстовый блок еще раз. С одной стороны, такие действия вполне оправданы. Но с другой, читатель настолько привыкает возвращаться глазами к прочитанному, что делает это, даже если в этом нет никакой необходимости.

ЗАКЛАДКА И «ОКОШКО». Одно из золотых правил скорочтения — ни в коем случае не нужно «прыгать» по тексту во время чтения. Неправда ли, знакомая ситуация: видя непонятную информацию в тексте, вы начинаете перечитывать предложения раз за разом, чтобы «врубиться»; «врубившись» (или нет), вы продолжаете читать и замечаете, что достаточно было не останавливаться, а, набравшись терпения, прочесть абзац или раздел до конца — и все бы и так стало ясно. Чтобы отучить себя от вредной привычки возвращаться к прочитанному, вырежьте из картона обыкновенную закладку. Ее ширина должна соответствовать размеру строчки в тексте. Читая, одновременно закрывайте закладкой прочитанную часть строки. Повторно прочесть текст уже не удастся, ведь он будет закрыт. А чтобы не перечитывать целые куски текста — используйте «окошко». Для этого нужно взять лист плотной бумаги (его размер равен половине страницы с текстом). С правого края вырежьте небольшое окошечко. По высоте оно равно ширине строки, а по длине — размеру слова примерно в 7—10 букв. Пользоваться «окошком» нужно так же, как и закладкой.

БАБОЧКА – В ПОМОЩЬ

Еще одно не менее важное умение для человека-«скорочтенца» – брать как можно больше полезной информации из текста. Для этого специалисты разработали специальный алгоритм, благодаря которому чтение становится более эффективным. По словам специалистов, восприятие текста следует разбить на такие блоки: название, автор, источник, тема, факты, новизна материала, а также критика (те моменты в тексте, которые кажутся спорными). Читая текст, нужно как бы «отфильтровывать» только ту информацию, которая нужна для заполнения этих блоков. Конечно же, сначала держать их названия в голове будет сложно. Поэтому для лучшего запоминания - их лучше визуализировать. Например, можно нарисовать текстовую бабочку на листе А4: голова – это название, автор, источник, тельце – тема, левое крыло – факты, правое – новизна, а пространство вокруг – критика.

КАК РАБОТАТЬ? Затем нужно взять текст и прочесть его три раза, вписав после каждого прочтения информацию для каждого из элементов бабочки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.