Кризис и дети: прививка от иллюзий

Злободневный провокационный ролик сняли американцы. Молодые родители собирают детей на семейный совет, показывают им диаграммы и графики: вот до чего кризис довел нашу семью! В этих условиях мы не можем иметь столько детей. Один из вас должен уйти. Бобби, ты уволен!.. Далее сюжет развивается в традициях черного юмора, впрочем, по рецепту классиков: смех убивает страх.

Последствия крайностей

Такой семейный прагматизм для украинцев пока, к счастью, неприемлем. В своём желании оградить детей от неприятностей взрослые иногда далеко заходят: живут с нелюбимыми, работают от зари до зари, чувствуют вину за удовлетворение собственных потребностей и интересов. Дето­центричная ориентация общественного сознания часто заставляет родителей также скрывать от детей реальные трудности. Стремление освободить потомков от всех житейских забот, «создать» счастливое детство скрывают в себе опасность формирования потребительской философии. Это не принесёт счастья прежде всего самому ребёнку. Сколько людей скучающих, не способных на креативность и продуктивность, не умеющих извлекать радость из повседневности, ищущих её в разных формах рискованного поведения породила такая родительская самоотверженность? Будут ли дети счастливее от приносимых нами жертв? Не обманываем ли мы самих себя, когда говорим: это всё ради детей? Возможно, нас просто не научили быть честными с самими собой, не научили быть счастливыми?

Совсем не обсуждать с ребёнком информацию, которую он всё равно так или иначе получает, не стоит. Родители зачастую считают, что отпрыск ещё слишком мал, что это не даст результатов, а может быть, просто не знают, в каком ключе вести беседу. Они опасаются, что негативные новос­ти принесут вред психике ребёнка, заставят его переживать. Од­нако замалчивание любой инфор­мации может вызвать у детей чувство неопределённости, пугающей тревожности, не всегда осознаваемое ощущение, что от него скрывают что-то ужасное. Это касается любой проблемы. Такие пси­хические состояния могут задерживаться на пути из под­соз­нания, блокируя успешное чувст­венное и интеллектуальное развитие детей любого возраста, в том числе влиять на учёбу. Чтобы удержаться на очень индивидуальной для каждой семьи грани, не инициировать пугающие фан­тазии и в то же время не оставлять чадо в тревожном неведении, каждому из нас, взрослых, предстоит найти верный тон для честного, но оптимистичного разговора с детьми, продумать, что и как можно сказать сыну или дочери в зависимости от возраста, характера. Не стоит надеяться, что юный вундеркинд всё знает из телевизора или Интернета - там ему не расскажут о чувст­вах и опасениях членов его семьи.

Но зачастую проявляется в откровенном разговоре с детьми о настоящих или гипотетических семейных трудностях и ограничениях и другая крайность. Можно напугать ребенка. Девочка постоянно рисует пустой обеденный стол, в разговоре с психологом выясняется, что у нее развивается фобия: остаться без еды. Семья со средним достатком, реального дефицита продуктов никогда не было. Оказывается, чтобы воспитать чувство ответственности, родители обсуждали с легко внушаемым ребёнком крайние ситуации.

Скорее всего, сверхответственные родители сами испытывают тревогу и страх за будущее. Своим страхом они нагружают чувствительную несформировавшуюся психику ребенка. Явление психической индукции - заражения чувствами и мыслями другого человека - хорошо известно в психологии.

Кстати, фиксацию на теме еды в украинских народных сказках отмечают психоаналитики. Есть гипотеза и о сохранении в генах нации страха голода. Так что поосторожнее с примерами, чтобы как минимум не поспособствовать невротическому обжорст­ву или вроде бы противоположной, а на самом деле родственной проблеме - распространившейся нынче анорексии. Еда - одна из физиологических потребностей организма человека, и не стоит наделять её дополнительными символами и значениями.

Разговорчики

Итак, кризис у всех на устах. Главные новости, пожалуй, уже не в телевизоре и газетах, а в собственном кармане и холодильнике. Срабатывают психологические факторы в экономике. Нарастает тревога за завтрашний день, поддерживаемая различными средствами массовых коммуникаций. И сильнее всего она у тех, у кого ещё невзрослые дети: сможем ли поставить на ноги, дать достойное воспитание и образование?

Оказы

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.