Один из популярнейших сюжетов человечества

Если задуматься, женщина, уводимая против ее воли, - один из самых популярных сюжетов в истории человечества. Ее либо принуждают к женитьбе, либо насилуют или как-то иначе терзают – образ пленницы возникает в персидских сказках, легендах о короле Артуре и великом индийском эпосе. Она – постоянный персонаж в любом виде искусства и культурном продукте, от картин великих мастеров до реальных уголовных историй, от сонетов до мыльных опер.

Она вплетена в истории об истоках империй: римляне стали римлянами, потому что похитили женщин из соседнего племени – этот сюжет известен как «Похищение сабинянок». Библейские истории о плененных женщинах – настолько общее место, что Господь издает полезные инструкции о том, как это делать правильно, которые включают в себя указание брить пленнице голову, а если она не угодит тебе, должным образом избавиться от нее - после того, как она была «обесчещена» (Второзаконие 21:10-14).

Мифы изобилуют похищенными и изнасилованными женщинами (эти два термина связаны между собой с давних времен): Персефону похищает Аид, Европу – Зевс, Елену – Парис, что знаменует начало Троянской войны. Роман не был бы романом без давней традиции пленных женщин – везде, начиная с легендарного средневекового романа об Аполлонии Тирском (на самом деле роман был написан в начале II века, а в Средние века просто стал популярным – прим. пер.) и гротеска маркиза де Сада и заканчивая попкультурной сенсацией Стига Ларссона (Stieg Larsson) «Девушка с татуировкой дракона» (оригинальное название – «Мужчины, которые ненавидят женщин»).

Чем объяснить живучесть этого сюжета? Во-первых, есть древнее понятие девушки, уводимой с целью привнести в племя «свежую кровь» – то, что антропологи называют экзогамией. Эта идея, обычно выражаемая в изнасиловании или жестоком набеге, предстает очищенной и возвышенной в первоначальных культурных нарративах типа истории о Деве Марии, чье божественное зачатие (к которому она не стремилась, судя по всему) делает ее матерью христианской религии.

Иногда через пленницу находит выражение драматическая напряженность, и даже влечение между мужчинами – как в «Дракуле» Брэма Стокера (Bram Stoker), где похищение и изнасилование женщины провоцирует создание чреватого мужского треугольника. В других случаях плененные женщины вызывают экономические и политические конфликты между большими группами. Популярные в Европе истории о женщинах, увезенных в восточные гаремы (частый сюжет в эротике), были перенесены поселенцами в Америку, где они уступают дорогу сказаниям о белых людях – зачастую молодых женщинах, взятых в плен индейцами (вестерны типа «Искателей» продолжили эту традицию). Подробное разглядывание пленных женщин, любимой темы великих европейских живописцев типа Рубенса и Тициана, стало общим местом в дрянных фильмах ужасов, где похищают и терроризируют молодых девушек до тех пор, пока операция по спасению не избавляет зрителей от коллективного чувства вины за наблюдение за тем, как женщин кромсают на конфетти.

Ужас не ограничивается историей. Сказки о пленении тревожно балансируют между фантазией и ее воплощением. Ключевой современный роман о захвате в плен, «Коллекционер» Джона Фаулза (John Fowles), рассказывает об одиноком клерке, собирающем бабочек, который затем похищает объект своей романтической одержимости и запирает ее в подвале. Роман вдохновил возникновение бесчисленных имитаций в литературе и кино. Его также назвали источником своего вдохновения в реальной жизни аж три различных американских серийных убийцы, один из которых, Леонард Лэйк (Leonard Lake), назвал свою серию похищений и убийств «Операция Миранда», в честь жертвы в книге Фаулза.

В порноиндустрии похищение, унижение и пытки женщин представляют собой целый поджанр. Женщин связывают по рукам и ногам, насилуют и запирают в казематах. Похищенная и изнасилованная школьница – любимая тема в японских эротических мультиках и видеоиграх «хентай». Так называемое монстр-порно задействует в пытках инопланетян с щупальцами и рогатых чертей.

Одному богу известно, сколько человек сидят в затемненных комнатах, пожирая эти мерцающие фантазии, которые отражают целый пантеон сексуальных табу и сдерживаний. И речь не только о мужчинах; у женщин по ряду причин тоже есть фантазии, связанные с пленением и насилием, среди них – необходимость стереть предписанное культурой чувство вины за иници

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.