От курения и кошмаров вылечат сказками

Сказкотерапия – отличный метод лечения некоторых недугов и расстройств. Давным-давно в тридесятом царстве по имени детство нам рассказывали сказки. Годы летят, но многие любят слушать их до сих пор, а некоторые люди сказывают сказки не только для забавы, но и для лечения. Даже целый метод выдумали — cказкотерапия. Образ сказочницы, правда, изменили: теперь вместо девы в кокошнике вас встречает психотерапевт.

Рассказать не сказку, а быль обо всех секретах метода, мы попросили основателя школы терапевтической метафоры «Доктор Сказка», кандидата психологических наук, психотерапевта, автора методики персонифицированной сказкотерапии Разиду Ткач, - пишет Сегодня.

ЛЕЧЕНИЕ СКАЗКОЙ

При помощи сказки можно передавать накопленные знания, воспитывать, влиять на формирование характера, а также проводить диагностику, профилактику и психотерапию. Например, ребенку рассказывают сказку о ситуации, напоминающей его личную, но главный герой там не ребенок, а его любимый мультипликационный или литературный персонаж. В самый важный момент истории спрашивают: «Как, по твоему мнению, лучше поступить герою? А как бы поступил ты?» и т.д. Таким образом, у психолога появляется возможность увидеть и продиагностировать переживания ребенка, его ценностные, моральные и поведенческие ориентиры.

Сказка может быть профилактической. Она демонстрирует возможные варианты поведения или эмоционального реагирования. Есть сказки коррекционные, которые помогают, например, изменить поведение. Бывают сказочные истории и терапевтическими. Они вносят в душу состояние умиротворения. Персонифицированные сказки конструируются для конкретного человека, метафорически рассказывают о проблемах и помогают найти решение.

СКАЗКА О КРОКОДИЛЬЧИКЕ

Может в море, может в речке, может в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть и мог прожевать все, что ему хочется, потому что у него были красивые и здоровые зубы. Но была у Крокодильчика плохая привычка — он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов и он уже не мог вкусно поесть.

Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником. И у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

ВОЛШЕБСТВО СОГЛАСНО ПРОБЛЕМЕ

Чтобы написать сказку, надо иметь богатое творческое воображение, знания и опыт. Также важно уметь тонко чувствовать людей и не забывать, что сказка должна вести к позитивным изменениям, а не становиться инструментом ретравматизации. Иногда сказка рождается за 15 минут, а иногда и за неделю. При ее создании психолог опирается на запрос. Для его выяснения проводят первую встречу. На ней сказкотерапевт собирает информацию о ребенке от родителей. Они рассказывают о проблеме и о том, как пытались ее решать, как сам ребенок справляется с ней, а также какие у него любимые игры, персонажи сказок или мультфильмов и готовы ли родители к изменениям. Это очень важный момент, потому что зачастую проблему провоцируют взрослые. Был случай, когда родители попросили отучить девятилетнего ребенка спать в их постели. Запрос был удовлетворен, а на 4-й день папа пожаловался терапевту, что ребенок снова пришел в родительскую спальню. Интересно, что случилось это сразу после того, как отец решил «усыпить» сына в его комнате. Получается, что именно папа, а не сын сформировал проблему.

На следующую встречу семью обычно приглашают через неделю — к этому времени у сказкотерапевта уже готова сказка, однако он не спешит ее рассказывать. Второй сеанс проходит под девизом «Проверим слова родителей». На этой встрече терапевт проводит психодиагностику и выясняет, понимает ли родитель проблему ребенка, не искажает ли факты. Происходит это в непринужденной обстановке: разговор как бы ни о чем, иногда с использованием проективных картинок, пластилина, песка и других «инструментов». Также важно перепроверить любимых героев. Иногда родитель уверенно говорит, что любимая сказка дочки «Колобо

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.