Пудра для мозгов. Как власть с помощью СМИ манипулирует сознанием граждан

manipulationПриемы манипуляции сознанием носят универсальный характер: они одни и те же, что для Америки, что для России, что для стран Старого Света. И не важно, что перед нами управляемая демократия, как у нас, или просто демократия, как у них. По крайней мере, так считает американский политолог и философ, профессор Массачусетского технологического института и борец с империализмом и коммунизмом Ноам Хомский.

Хомский составил список способов манипулирования людским сознанием с помощью средств массовой информации. Проанализировав выводы Хомского, мы пришли к выводу, что россиян дурачат уж точно не меньше американцев: от них также скрывают важные факты, заполняя телеэфир и газетные полосы незначительными событиями, заставляют восторгаться посредственностью и усиливают чувство собственной вины. Все это, как утверждает Хомский, приводит к подавлению революционных настроений в недовольном своим существованием обществе.

Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. «Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления», - пишет Хомский.

Для того чтобы понять, насколько этот тезис актуален в России, достаточно включить любую новостную программу на одном из федеральных каналов. После сюжетов о первых лицах государства, посещающих поликлинику или встречающихся со стройотрядом «Авторадио», всегда идет два, а то и три криминальных сюжета о разоблаченных сектантах, совершенном налете или раскрытом преступлении, история о том что Белоруссия или Греция оказались в глубоком экономическом кризисе, и развлекательный материал, о том, как, к примеру, в Санкт-Петербурге судебные приставы за долги конфисковали собаку. О серьезных или злободневных проблемах ведущие предпочитают рассказывать в общих чертах и, как правило, в формате одноминутного закадрового текста.

«Начиная с первой чеченской войны с приходом Путина обычной манерой СМИ стало выпячивание какой-то ненужной информации взамен той, которая цензурируется или запрещается, - утверждает руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» Борис Дубин. - Так, если во время первой чеченской войны в эфир выдавалась хоть какая-то правдивая информация о том, что происходило на самом деле, то во время второй чеченской кампании в эфире не выходило почти ничего, кроме того, что было озвучено в официальных комментариях. Вместо этого по телевизору неустанно показывали криминал, семейные истории, мелодрамы, хохот с эстрады и новости с первыми лицами в большом количестве».

При этом даже новости о визитах и работе президента и премьера выглядят, скорее, как видеоблоги, где на первое место выходят хорошо организованные встречи с местным населением. «Я не перестаю удивляться профессиональной работе пиар-команд президента и премьера, - признается Геннадий Селезнев, бывший спикер Госдумы, а до этого - главный редактор «Комсомольской правды». - Так, несколько дней назад по всем каналам шел один и тот же сюжет про то, как Путин, приехав в Сочи, встретился с первой сменой стройотряда «Авторадио» и спел с ними песню у костра. Эти бессодержательные, по сути, кадры заменили сюжеты о реальных проблемах олимпийского Сочи».

Такие же «потемкинские сюжеты», считает он, выходили в телеэфир и о строительстве жилья для погорельцев. Телеканалы чуть ли не еженедельно всю прошлую осень «отчитывались» о том, какими темпами восстанавливались дома в Рязанской, Воронежской и Нижегородской областях. А вот о том, с какими проблемами столкнулись новоселы домов, построенных «по уникально быстрой технологии», телевидение предпочло промолчать.

Самый главный пример отвлечения россиян от решения важных проблем и перспектив развития страны - непрекращающееся обсуждение того, кто станет президентом в 2012 году - Путин или Медведев. «На мой взгляд, это проблема абсолютно надуманна, так как никакой политической разницы между Путиным и Медведевым нет. И реализовывать они будут, по сути, одну и ту же програм

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.