Участники телешоу согласились до смерти запытать партнёров за неправильные ответы

01tortures-showОрганизаторы французского телешоу "Игра смерти" убедили участников в необходимости пытать своих партнёров электротоком напряжением до 460 вольт, наказывая их за неправильные ответы. Как и другие игровые шоу, студия была полна телезрителей, которые с энтузиазмом требовали наказания. Большинство участников, не решаясь отказаться, включали рубильник, пишет газета The Daily Telegraph.

Получившие разряд тока жертвы кричали в мучениях и даже погибали. При этом участники игры не знали, что перед ними - профессиональные актёры, нанятые для того, чтобы изображать страдания и смерть. Игру покажут в среду вечером. Цель передачи - показать, как обаяние телевидения может заставить людей преступать пределы нравственности, передаёт NEWSru.com.

Команда психологов отобрала 80 добровольцев, объяснив им, что они примут участие в пилотном выпуске нового телешоу. Им поручили задавать вопросы своему партнёру, а за неправильный ответ наказывать электрическим разрядом. Не зная, что перед ними актёры, участники, хотя и не без колебаний, подчинялись указаниям ведущего, а также призывам аудитории, которая тоже полагала, что всё в игре - реально.

Продюсер телешоу Кристоф Ник сообщил, что из 80 участников только 16 отказались причинять боль своим жертвам.

Данный эксперимент провели по следам аналогичного опыта, который поставили в Йельском университете ещё в 1960-х годах, когда пытались выяснить, как заставить дисциплинированных граждан принять участие в массовом убийстве. Но тогда лишь 62% участников согласились пытать своих жертв электротоком, в то время как на телевидении результат составил 81%.

Психологи также рассказали, что слепое подчинение, которое выказало большинство участников, подобно тому, которое продемонстрировали немецкие солдаты в годы Второй мировой войны, совершая злодейства в отношении заключённых концлагерей. "Но в данном случае такое поведение испытуемых - это нечто большее, чем подчинение приказам, тут дело ещё и в могуществе системы, глобальной системы, имя которой - телевидение", - отметил Ник.

Психолог Жак Семелен, участвовавший в записи телешоу, сообщил, что каждый участник подписал контракт, обязывающий его выполнять указания ведущего. "Они послушны, но это больше, чем слепое подчинение - надо учесть также давление аудитории и камеры, расставленные повсюду", - отметил он.

Одна участница телешоу после записи заявила, что случившееся помогло ей понять, почему её дедушку и бабушку, евреев, фашисты подвергали истязаниям. "С детства я задавалась вопросом, почему фашисты делали это и как они могли подчиняться таким приказам? И вот пожалуйста, я сама подчинялась им. Я переживала за свою жертву, но в то же время боялась испортить передачу", - призналась она.

Организаторы телешоу разыграли известную карту - опыт над людьми, помещёнными в определённые условия игры, когда эта игра подавляет всякие моральны принципы и начинает диктовать свои условия.

Превращение обычных людей в психопатов и садистов первым наиболее подробно описал, а также смоделировал, американский психолог Филипп Зимбардо. Его стэнфордский тюремный эксперимент, проведённый более 30 лет назад, получил такую известность, что про него даже сняли художественный фильм "Эксперимент".

Эксперимент был простой: около 20 добровольцев из числа студентов, обладающих высокой психической устойчивостью, личностной зрелостью и не склонных к антиобщественному поведению, случайным образом разделили на две группы. Одним предложено было в течение двух недель играть роль заключённых, а другим - надзирателей. Тех, кому выпало быть заключёнными, арестовывали настоящие полицейские, зачитывали им права, снимали отпечатки пальцев и отвозили в импровизированную тюрьму, сооружённую в подвале факультета психологии Стэнфордского университета. Там у них отбирали одежду и личные вещи, облачали в тюремные балахоны и колпаки, а к ноге приковывали железную цепь - чтобы даже во сне, когда эта цепь будет позвякивать, они не забывали о том, где находятся.

Те участники эксперимента, которым предстояло играть роль надзирателей, тоже получили униформу - защитного цвета брюки и рубашки, тёмные очки с зеркальными стеклами, а также деревянную дубинку и свисток, с помощью которых они должны были наводить порядок, поддерживать дисциплину и предотвращать чрезвычайные ситуации вроде попыток побега. Надзирателям в явной форме запр
етили применение к заключённым физического насилия. Целью эксперимента было ответить на вопрос: что является истинной причиной жестокости и насилия, царящих в тюрьмах, - характер их обитателей (социопатов-заключённых и садистов-надзирателей) или особенности социально-психологической среды.

Вывод, к которому пришел Зимбардо, был однозначен: в поединке между хорошими людьми и порочной ситуацией победила ситуация. За эти шесть дней каждый из надзирателей время от времени унижал заключённых, оскорблял их, а то и бил. Причем уровень жестокости надзирателей возрастал с каждым днём, в то время как заключённые, наоборот, с каждым днём становились всё пассивнее и безропотнее. Надзиратели ужесточили многие из первоначально установленных ими же правил и с лёгкостью забыли о правах, которыми были наделены заключённые по условиям эксперимента. Их бросали в карцер за то, что они улыбались; размазывали по лицу еду, когда они отказывались есть; заставляли всю ночь стоять в строю на так называемой перекличке.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.